В 1936 году на заводе № 37 имени С.Орджоникидзе под руководством нового главного конструктора Н.А.Астрова был разработан плавающий танк Т-38, в конструкции кото- рого по возможности учли все достоинства и недостатки предшествующих моделей. В том же году началось его серийное производство. Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительные поплавки, как на Т-37А, не предусматри- вались. Башня цилиндрической формы была смещена к правому борту. Пулемет ДТ ус- танавливалсz в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мо- тоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель — справа. Двигатель ГАЗ-АА устанавливался сзади вдоль оси танка. К коробке передач крепил- ся редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Пово- рот танка при движении на плаву осуществлялся рулем. Ходовая часть танка в це- лом подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38 был вообще бли- зок к своему предшественнику, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили его маневренные качества. В опытном порядке был построен танк Т-38М1 с подвеской легкого полубронированно- го тягача «Комсомолец». А вот вариант Т-38М2 с двигателем ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. производился серийно. Для усиления вооружения танка предприняли попытку установить на него автоматическую пушку ТНШ-20 калибра 20 мм. Однако стандартная башня оказалась слишком тесной для этой артсистемы. На базе агрегатов Т-38 была построена самоходная артустановка, вооруженная 45-мм пушкой. Помимо завода имени С.Орджоникидзе, Т-38 начал выпускать и Горьковский автомо- бильный завод (ГАЗ) — в 1935 году он изготовил 36 танков такого типа. Последнее обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло газовцев на создание своей амфибии — «в пику» Т-38. Эта идея воплотилась в танке ТМ («Танк Молотова»), созданном на базе Т-37. Он был существенно длиннее: вместо двух тележек опорных катков уста- новили три. Наиболее же существенной его особенностью стало наличие двух двига- телей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел никаких существен- ных преимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали. Как и Т-37, часть «трид- цать восьмых» оснащалась радиостанцией 71-ТК-1. В 1939 году в НИИ № 20 была раз- работана телемеханическая (радиоуправляемая) группа танков Т-38, вооруженных, помимо пулеметов, и огнеметами. Она состояла из телетанка Т Т-38 и танка управ- ления ТУ-38. Дальнейшего развития эксперимент не получил. На базе Т-38 завод «Компрессор» в опытном порядке построил огнеметный танк ХТ-38, который серийно не выпускался. Всего же с 1936 по 1939 год изготовили 1340 танков Т-38. В 1941 го- ду вместе с Т-37А они состояли на вооружении разведподразделений танковых диви- зий и в основном применялись в боях начального периода Великой Отечественной вой- ны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использова- лось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 отно- сится, по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с ба- тальоном плавающих автомобилей «Форд GPA» принял участие в форсировании реки Свирь. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВАЯ МАССА___________________________3,3 т ЭКИПАЖ_________________________________2 чел. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ^ длина___________________3780мм ширина__________________2330мм высота__________________1630мм клиренс_________________300 ВООРУЖЕНИЕ_________________1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм. БОЕКОМПЛЕКТ________________1512 патр. БРОНИРОВАНИЕ: корпус__________________(лоб, борт, корма) — 9 мм крыша___________________6 мм днище___________________4 мм ДВИГАТЕЛЬ__________________ГАЗ-АА, четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин. ТРАНСМИССИЯ________________однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная КП, карданный вал, главная передача, бортовые фрикционы с ленточ- ными тормозами,бортовые передачи,редуктор отбора мощности на гребной винт. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ______________четыре опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, подвешенные на горизонтальных спираль- ных рессорах: два поддерживающих катка; направляющее колесо; ведущее колесо переднего располо- жения; в каждой гусенице 86 траков шириной 200 мм, шаг трака 87 мм. СКОРОСТЬ макс._____________на суше — 40, км/ч; на плаву — 6. ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ________220 км. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема____________33 град. ширина рва______________1,6м высота стенки______________0,5 |