Плавающий танк Т-38
СССР


Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне

В 1936 году на заводе № 37 имени С.Орджоникидзе под руководством нового главного
конструктора Н.А.Астрова был разработан плавающий танк Т-38, в конструкции кото-
рого по возможности  учли все  достоинства и недостатки предшествующих моделей. 
В том же году началось  его серийное производство.  Танк имел частично сварной, 
частично клепаный корпус. Дополнительные поплавки, как на Т-37А, не предусматри-
вались. Башня цилиндрической формы была смещена к правому борту.  Пулемет ДТ ус-
танавливалсz в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мо-
тоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель — справа. 
Двигатель ГАЗ-АА устанавливался сзади вдоль оси танка. К коробке передач крепил-
ся редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Пово-
рот танка при движении на плаву осуществлялся рулем.   Ходовая часть танка в це-
лом подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38 был вообще бли-
зок к своему предшественнику, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами 
и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили
его маневренные качества.
В опытном порядке был построен танк Т-38М1 с подвеской легкого полубронированно-
го тягача  «Комсомолец».  А вот вариант  Т-38М2 с  двигателем ГАЗ-М1  мощностью 
50 л.с. производился серийно. Для усиления вооружения танка предприняли  попытку
установить на него автоматическую пушку ТНШ-20 калибра 20 мм. Однако стандартная
башня оказалась слишком тесной для этой артсистемы. На базе агрегатов Т-38 была 
построена самоходная артустановка, вооруженная 45-мм пушкой.
Помимо завода имени С.Орджоникидзе,  Т-38  начал выпускать и Горьковский автомо-
бильный завод (ГАЗ) — в 1935 году он изготовил 36 танков такого типа. Последнее 
обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло газовцев на создание своей амфибии — 
«в пику» Т-38. Эта идея воплотилась в танке ТМ («Танк Молотова»),  созданном на 
базе Т-37. Он был существенно длиннее:  вместо двух тележек опорных катков уста-
новили три. Наиболее же существенной его особенностью стало наличие двух  двига-
телей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел никаких существен-
ных преимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали. Как и Т-37, часть «трид-
цать восьмых» оснащалась радиостанцией 71-ТК-1. В 1939 году в НИИ № 20 была раз-
работана телемеханическая  (радиоуправляемая) группа танков  Т-38,  вооруженных,
помимо пулеметов, и огнеметами. Она состояла из телетанка  Т Т-38 и танка управ-
ления ТУ-38.  Дальнейшего развития эксперимент не получил.   На базе Т-38 завод 
«Компрессор» в опытном порядке построил огнеметный танк  ХТ-38, который серийно 
не выпускался. Всего же с 1936 по 1939 год изготовили 1340 танков Т-38. В 1941 го-
ду вместе с Т-37А они состояли на вооружении разведподразделений танковых  диви-
зий и в основном применялись в боях начального периода Великой Отечественной вой-
ны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использова-
лось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 отно-
сится, по-видимому, к 1944 году,  когда один батальон этих машин совместно с ба-
тальоном плавающих автомобилей «Форд GPA» принял участие в форсировании реки Свирь.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

БОЕВАЯ МАССА___________________________3,3 т 
ЭКИПАЖ_________________________________2 чел. 
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ^
   длина___________________3780мм
   ширина__________________2330мм
   высота__________________1630мм
   клиренс_________________300 
ВООРУЖЕНИЕ_________________1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм. 
БОЕКОМПЛЕКТ________________1512 патр. 
БРОНИРОВАНИЕ:
   корпус__________________(лоб, борт, корма) — 9 мм
   крыша___________________6 мм
   днище___________________4 мм  
ДВИГАТЕЛЬ__________________ГАЗ-АА, четырехцилиндровый, карбюраторный, 
                           рядный, жидкостного охлаждения; 
                           мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ________________однодисковый главный фрикцион сухого трения,
                           четырехскоростная КП, карданный вал, 
                           главная передача, бортовые фрикционы с ленточ-
                           ными тормозами,бортовые передачи,редуктор отбора 
                           мощности на гребной винт.  
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ______________четыре опорных катка на борт, сблокированных попарно 
                           в две тележки, подвешенные на горизонтальных спираль-
                           ных рессорах: два поддерживающих катка;
                           направляющее колесо; ведущее колесо переднего располо-
                           жения; в каждой гусенице 86 траков шириной 200 мм, 
                           шаг трака 87 мм.  
СКОРОСТЬ макс._____________на суше — 40, км/ч; на плаву — 6.  
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ________220 км.  
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ 
ПРЕПЯТСТВИЯ:
   угол подъема____________33 град.
   ширина рва______________1,6м
высота стенки______________0,5 


Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне

Назад


Hosted by uCoz