Легкий бронеавтомобиль Д-12
СССР


Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне

К концу 20-х годов Красной Армии требовался подвижный пулеметный броневик, пред-
назначенный для разведки, связи и боевого охранения.  Выбор пал на шасси автомо-
биля который предполагалось   выпускать по чертежам Форда на Нижегородском авто-
мобильном заводе.  Этот легковой автомобиль  отличался малым весом, простотой и 
хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диамет-
ра (730 мм). Новый  бронеавтомобиль получил марку Д-8, был спроектирован и пост-
роен под руководством  Н.И.Дыренкова  (отсюда и индекс Д). Стремясь облегчить и 
уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной бро-
незащитой Дыренков отказался  от традиционной башни и разместил вооружение внут-
ри корпуса.  Оно состояло из пулемета ДТ  с запасом патронов в 2079 шт. ( в том 
числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе рядом с водителем,
и такого же запасного  пулемета,  для которого по предложению  К.Е.Варашилова в 
кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка.  Поскольку в бо-
ковых стенках еще имелись бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 в слу-
чае необходимости мог вести почти круговой обстрел.  Корпус броневика, набранный
из термообработанных плоских бронелистов различной формы, сваренных между собой,
предохранял экипаж и двигатель от поражения обычными пулями и осколками снарядов.
Бронекапот  с  откидывающимися боковыми  складными дверцами впереди имел жалюзи,
через которые к радиатору подавался воздух.  В боевой обстановке  эти жалюзи за-
крывались, а воздух шел через наклонный бронелоток,  защищавший  переднюю ось и 
картер. Одновременно с Д-8 был разработан и построен его вариант Д-12, вооружен-
ный еще и зенитным пулеметом системы "Максим".  Он устанавливался на авиационной
турели на крышке бронекорпуса.  Из-за этого корпус в задней части пришлось изме-
нить, увеличив объем боевого отделенияи уменьшив угол наклона кормовых листов бро-
ни. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался. После всех этих пере-
делок высота машины увеличилась до 2015 мм., боевая масса возросла на 70 кг., что
впрочем не повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности, средняя
скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч. При движении по снегу и грязи
экипаж использовал браслетные цепи противоскольжения. После испытаний обе машины
были приняты на вооружение. 

Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне

Назад
Hosted by uCoz