К концу 20-х годов Красной Армии требовался подвижный пулеметный броневик, пред- назначенный для разведки, связи и боевого охранения. Выбор пал на шасси автомо- биля который предполагалось выпускать по чертежам Форда на Нижегородском авто- мобильном заводе. Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диамет- ра (730 мм). Новый бронеавтомобиль получил марку Д-8, был спроектирован и пост- роен под руководством Н.И.Дыренкова (отсюда и индекс Д). Стремясь облегчить и уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной бро- незащитой Дыренков отказался от традиционной башни и разместил вооружение внут- ри корпуса. Оно состояло из пулемета ДТ с запасом патронов в 2079 шт. ( в том числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого по предложению К.Е.Варашилова в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в бо- ковых стенках еще имелись бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 в слу- чае необходимости мог вести почти круговой обстрел. Корпус броневика, набранный из термообработанных плоских бронелистов различной формы, сваренных между собой, предохранял экипаж и двигатель от поражения обычными пулями и осколками снарядов. Бронекапот с откидывающимися боковыми складными дверцами впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался воздух. В боевой обстановке эти жалюзи за- крывались, а воздух шел через наклонный бронелоток, защищавший переднюю ось и картер. Одновременно с Д-8 был разработан и построен его вариант Д-12, вооружен- ный еще и зенитным пулеметом системы "Максим". Он устанавливался на авиационной турели на крышке бронекорпуса. Из-за этого корпус в задней части пришлось изме- нить, увеличив объем боевого отделенияи уменьшив угол наклона кормовых листов бро- ни. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался. После всех этих пере- делок высота машины увеличилась до 2015 мм., боевая масса возросла на 70 кг., что впрочем не повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности, средняя скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч. При движении по снегу и грязи экипаж использовал браслетные цепи противоскольжения. После испытаний обе машины были приняты на вооружение. |