Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5
СССР


Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне

«Быстроходные танки» БТ были созданы на основе американской конструкции танка «Кристи»,
отличавшейся индивидуальной пружинной подвеской и  возможностью движения  на  гусеницах
или на колесах, в роли которых выступали опорные катки большого диаметра. БТ-1 предста-
влял собой опытный танк,  БТ-2  подвергся  широким  испытаниям, прежде чем был принят к
производству в начале 1932 г. Модели БТ-3 и БТ-4 к производству приняты не были.
  БТ-5 появился в 1935 г. и являлся, по существу, тем же  БТ-2, но с  совершенно  новой
башней, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка образца 1932 года с  дублирован-
ным оптическим прицелом (телескопический и перископический).  На танке устанавливли ко-
мандирскую радиостанцию. В 1933-1934 годах было выпущено 1884 танка БТ-5.
  Основное отличие БТ-5 - двухместная башня новой формы со спаренной установкой  воору-
жения Корпус танка подвергся незначительным изменениям.  В ходовой  части литые опорные
катки были заменены штампованными (1935 г.), диаметр их увеличился до 830 мм. В отличие
от БТ-2 гребневые траки гусеничной ленты цельноштампованные, а не сварные. Боевая масса
возросла до  11,5 т, хотя  бронирование  осталось таким же. Увеличение веса произошло в
результате установки 45-мм пушки в башне больших размеров.
  На танках БТ-5 устанавливались два типа башен - сварная с  большой нишей, разработки 
и производства Ижорского завода или клепаная с  малой нишей  разработки  Мариупольского
завода имени Ильича.  Последний,  зготовив  230  таких башен. частично установленных на
БТ-5 и Т-26, перешел на выпуск ижорской конструкции.
  Корпус башни  имел  форму цилиндра  с  выступающей  с  боковой стороны овальной нишей
(у клепанной башни ниша была прямоугольной). Цилиндрическая часть корпуса была склепана
или сварена из двух листов - переднего и заднего. В переднем листе вырезано прямоуголь-
ное отверстие для спаренной установки пушки и пулемета. По  бокам имелись две смотровые
щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. Ниша сварной башни сделана  из
двух листов.  Один располагался над цилиндрической частью, другой - над нишей.  В крыше
башни имелись: люк для входа и выхода экипажа, закрывающийся двумя  дверцами  на петлях
и запирающийся изнутри танка; отверстие  для  вентиляции. расположенное  на  продольной
части башни над казенной частью пушки; отверстие для перископического прицела -  слева;
отверстие для флажковой сигнализации - справа, два отверстия  для прохода тяг,  поддер-
живающих кронштейн подъемного механизма пушки.
  Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с 
вооружением и боеприпасами - 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную.
  Танки БТ-5 оснащались 45-мм полуавтоматической пушкой 20К образца 1932 года и спарен-
ным с ней пулеметом ДТ, которые устанавливались в общей маске, вращавшейся на  горизон-
тальных цапфах в бронзовых втулках рамки башни, с углами возвышения от -8° до +25°.
  Пушка имела полуавтоматический затвор механического типа с электромагнитным и  ручным
 спусками, корытообразную люльку, гидравлический  тормоз отката,  пружинный накатник  и
секторный подъемный механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными  спус-
ками, педали которых расположены на подножке под правой ногой наводчика.
  На танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка  образца 1934 года.  На этой
пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой инерционного типа
Последняя работала полностью только при стрельбе бронебойными снарядами,  при  стрельбе
осколочными - как четверть автоматики, то есть  открывание  затвора и  экстрактирование
гильз производилось вручную, и при вкладывании очередного патрона в  камору затвор  за-
крывался автоматически. Это объясняется различными начальными скоростями бронебойного и
осколочного снарядов. Кроме того, пушка образца  1934  года  отличалась  от  предыдущей
конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен клин затво-
ра, проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление люльки с маской, внесли
еще ряд небльших усовершенствований.
  Прицельные  приспособления  спаренной установки состояли из двух оптических прицелов,
танкового телескопического прицела ТОП образца  1930 года и танкового  перископического
панорамного прицела ПТ-1 образца 1932 года. Кроме того, пулемет имел свой открытый при-
цел и мог стрелять независимо от орудия.
  При независимой стрельбе из пулемета  сектор обстрела по вертикали  составлял  +4,5°.
Масса магазина с патронами - 3,14 кг.
  Наблюдение за полем боя производилось через прицелы и два смотровых прибора с пулене-
пробиваемыми стеклами "триплекс", расположенными на внутренних  боковых  стенках башни.
  Боекомплект состоял из 115 пушечных  выстрелов  (у танков с рацией - 75 выстрелов)  и
2709 патронов (43 магазина). На полу боевого отделения горизонтально на деревянных под-
кладках укладывались 29 снарядов, на правой и левой стенках в  вертикальных  обоймах  в
два ряда - 32 снаряда (по 16 на каждой). На стенках башни по одну и по  другую  сторону
от ниши вертикально размещалось по 7 снарядов (всего 14). Укладка снарядов в нише башни
разделялась на правую и левую. В каждой части по  20 снарядов  (5 рядов в 4 снаряда), а
всего - 40. На танках с рацией  боеукладки в нише  башни не было.  У танков с  клепаной
башней боекомплект составлял 100 артвыстрелов, из которых 25 находились в нише башни.
  Пулеметные магазины  (диски) располагались в гнездах на правой и левой стенках боево-
го отделения над снарядной укладкой, на каждой стороне по 19 дисков. Кроме того, 6 дис-
ков было уложено на стенке башни.
  Конструкция ходовой части осталась той же, что и на танкеБТ-2. В связи с этим следует
отметить, что при движении на колесном ходу у танков БТ ведущими колесами являлись зад-
ние опорные катки, на которые приходилось около 1/3 веса танка. Поэтому тяговые качест-
ва этих танков на колесном ходу были значительно ниже, чем на гусеничном.  Колесный ход
мог использоваться только на дорогах с твердым покрытием,  а на  мягком грунте  ведущие
колеса врезались в грунт и буксовали. Следовательно, возможности использования колесно-
го хода были весьма ограниченными. Главное достоинство танков БТ было не в том, что они
являлись колесно - гусеничными, а в том, что при движении на гусеницах они могли разви-
вать большие скорости движения.

Тактико-технические характеристики легкого колесно-гусеничного танка БТ-5
 
Масса в снаряженном состоянии: 11500 кг 
Экипаж: 3 чел 
Длина: 5500 мм 
Ширина: 2230 мм 
Высота: 2250 мм 
Клиренс: 350 мм 
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3600 мм 
Ширина траков: 260 мм 
Удельное давление на грунт: 0,85 кгс/см.кв. 
Бронирование: Лоб корпуса/угол наклона: 13 мм/31° (нижний),70° (верхний) 
Башня/угол наклона: 13 мм/90° 
Борт/угол наклона: 13 мм/90° 
Корма/угол наклона: 10 мм/90° 
Крыша: 10 мм 
Днище: 6 мм 
Вооружение: 45-мм пушка обр. 1932 г, 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 115выстрелов (75 на танке, оснащенном радиостанцией),
2709 патронов 
Углы вертикального наведения : -10° ; +40° 
Двигатель: М-5-400, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 400 л.с. 
Количество передач: 4 вперед, 1 назад 
Емкость топливного бака: 400 л. 
Расход топлива по шоссе на 100 км. (колеса/гусеницы): 160/270 л. 
Скорость по шоссе на колесах:  72 км/ч. 
Скорость по шоссе на гусеницах: 52 км/ч. 
Запас хода по шоссе на колесах: 200 км 
Запас хода по шоссе на гусеницах: 150 км 
Преодолеваемые препятствия:  
Подъем: 37 град. 
Крен: 30-35 град. 
Ширина рва: 2,0 м 
Высота стенки: 0,55 м 
Глубина брода: 0,9 м 
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
еще фото БТ-5

Назад


Hosted by uCoz