«Быстроходные танки» БТ были созданы на основе американской конструкции танка «Кристи», отличавшейся индивидуальной пружинной подвеской и возможностью движения на гусеницах или на колесах, в роли которых выступали опорные катки большого диаметра. БТ-1 предста- влял собой опытный танк, БТ-2 подвергся широким испытаниям, прежде чем был принят к производству в начале 1932 г. Модели БТ-3 и БТ-4 к производству приняты не были. БТ-5 появился в 1935 г. и являлся, по существу, тем же БТ-2, но с совершенно новой башней, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка образца 1932 года с дублирован- ным оптическим прицелом (телескопический и перископический). На танке устанавливли ко- мандирскую радиостанцию. В 1933-1934 годах было выпущено 1884 танка БТ-5. Основное отличие БТ-5 - двухместная башня новой формы со спаренной установкой воору- жения Корпус танка подвергся незначительным изменениям. В ходовой части литые опорные катки были заменены штампованными (1935 г.), диаметр их увеличился до 830 мм. В отличие от БТ-2 гребневые траки гусеничной ленты цельноштампованные, а не сварные. Боевая масса возросла до 11,5 т, хотя бронирование осталось таким же. Увеличение веса произошло в результате установки 45-мм пушки в башне больших размеров. На танках БТ-5 устанавливались два типа башен - сварная с большой нишей, разработки и производства Ижорского завода или клепаная с малой нишей разработки Мариупольского завода имени Ильича. Последний, зготовив 230 таких башен. частично установленных на БТ-5 и Т-26, перешел на выпуск ижорской конструкции. Корпус башни имел форму цилиндра с выступающей с боковой стороны овальной нишей (у клепанной башни ниша была прямоугольной). Цилиндрическая часть корпуса была склепана или сварена из двух листов - переднего и заднего. В переднем листе вырезано прямоуголь- ное отверстие для спаренной установки пушки и пулемета. По бокам имелись две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. Ниша сварной башни сделана из двух листов. Один располагался над цилиндрической частью, другой - над нишей. В крыше башни имелись: люк для входа и выхода экипажа, закрывающийся двумя дверцами на петлях и запирающийся изнутри танка; отверстие для вентиляции. расположенное на продольной части башни над казенной частью пушки; отверстие для перископического прицела - слева; отверстие для флажковой сигнализации - справа, два отверстия для прохода тяг, поддер- живающих кронштейн подъемного механизма пушки. Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с вооружением и боеприпасами - 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную. Танки БТ-5 оснащались 45-мм полуавтоматической пушкой 20К образца 1932 года и спарен- ным с ней пулеметом ДТ, которые устанавливались в общей маске, вращавшейся на горизон- тальных цапфах в бронзовых втулках рамки башни, с углами возвышения от -8° до +25°. Пушка имела полуавтоматический затвор механического типа с электромагнитным и ручным спусками, корытообразную люльку, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и секторный подъемный механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными спус- ками, педали которых расположены на подножке под правой ногой наводчика. На танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года. На этой пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой инерционного типа Последняя работала полностью только при стрельбе бронебойными снарядами, при стрельбе осколочными - как четверть автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильз производилось вручную, и при вкладывании очередного патрона в камору затвор за- крывался автоматически. Это объясняется различными начальными скоростями бронебойного и осколочного снарядов. Кроме того, пушка образца 1934 года отличалась от предыдущей конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен клин затво- ра, проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление люльки с маской, внесли еще ряд небльших усовершенствований. Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух оптических прицелов, танкового телескопического прицела ТОП образца 1930 года и танкового перископического панорамного прицела ПТ-1 образца 1932 года. Кроме того, пулемет имел свой открытый при- цел и мог стрелять независимо от орудия. При независимой стрельбе из пулемета сектор обстрела по вертикали составлял +4,5°. Масса магазина с патронами - 3,14 кг. Наблюдение за полем боя производилось через прицелы и два смотровых прибора с пулене- пробиваемыми стеклами "триплекс", расположенными на внутренних боковых стенках башни. Боекомплект состоял из 115 пушечных выстрелов (у танков с рацией - 75 выстрелов) и 2709 патронов (43 магазина). На полу боевого отделения горизонтально на деревянных под- кладках укладывались 29 снарядов, на правой и левой стенках в вертикальных обоймах в два ряда - 32 снаряда (по 16 на каждой). На стенках башни по одну и по другую сторону от ниши вертикально размещалось по 7 снарядов (всего 14). Укладка снарядов в нише башни разделялась на правую и левую. В каждой части по 20 снарядов (5 рядов в 4 снаряда), а всего - 40. На танках с рацией боеукладки в нише башни не было. У танков с клепаной башней боекомплект составлял 100 артвыстрелов, из которых 25 находились в нише башни. Пулеметные магазины (диски) располагались в гнездах на правой и левой стенках боево- го отделения над снарядной укладкой, на каждой стороне по 19 дисков. Кроме того, 6 дис- ков было уложено на стенке башни. Конструкция ходовой части осталась той же, что и на танкеБТ-2. В связи с этим следует отметить, что при движении на колесном ходу у танков БТ ведущими колесами являлись зад- ние опорные катки, на которые приходилось около 1/3 веса танка. Поэтому тяговые качест- ва этих танков на колесном ходу были значительно ниже, чем на гусеничном. Колесный ход мог использоваться только на дорогах с твердым покрытием, а на мягком грунте ведущие колеса врезались в грунт и буксовали. Следовательно, возможности использования колесно- го хода были весьма ограниченными. Главное достоинство танков БТ было не в том, что они являлись колесно - гусеничными, а в том, что при движении на гусеницах они могли разви- вать большие скорости движения. Тактико-технические характеристики легкого колесно-гусеничного танка БТ-5 Масса в снаряженном состоянии: 11500 кг Экипаж: 3 чел Длина: 5500 мм Ширина: 2230 мм Высота: 2250 мм Клиренс: 350 мм Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3600 мм Ширина траков: 260 мм Удельное давление на грунт: 0,85 кгс/см.кв. Бронирование: Лоб корпуса/угол наклона: 13 мм/31° (нижний),70° (верхний) Башня/угол наклона: 13 мм/90° Борт/угол наклона: 13 мм/90° Корма/угол наклона: 10 мм/90° Крыша: 10 мм Днище: 6 мм Вооружение: 45-мм пушка обр. 1932 г, 7,62-мм пулемет ДТ Боекомплект: 115выстрелов (75 на танке, оснащенном радиостанцией), 2709 патронов Углы вертикального наведения : -10° ; +40° Двигатель: М-5-400, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения Мощность двигателя: 400 л.с. Количество передач: 4 вперед, 1 назад Емкость топливного бака: 400 л. Расход топлива по шоссе на 100 км. (колеса/гусеницы): 160/270 л. Скорость по шоссе на колесах: 72 км/ч. Скорость по шоссе на гусеницах: 52 км/ч. Запас хода по шоссе на колесах: 200 км Запас хода по шоссе на гусеницах: 150 км Преодолеваемые препятствия: Подъем: 37 град. Крен: 30-35 град. Ширина рва: 2,0 м Высота стенки: 0,55 м Глубина брода: 0,9 м |
|