Bleriot (Блерио) XI
Франция


Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне Посмотреть в новом окне

   Один из пионеров авиации француз Луи Блерио создал свою первую конструкцию Блерио V в 1906 г.
Она представляла собой моноплан типа "утка". Сразу после взлета он упал, и от дальнейшей работы 
над ним отказались. В том же году конструктор построил самолет с  тандемными крыльями Блерио VI 
("Летающий дракон"), который летом 1907г.  в местечке Исси-ле-Мулинекс,  около Парижа, совершил 
несколько коротких "подскоков". Ни один из этих самолетов не достигал высоты более 12 м.  После 
установки двигателя Антуанетт (Antoinette) мощностью 37 кВт (50 л. с.), в два раза большей, чем 
у предшественников, самолет был переименован в Блерио VIбис.  Большим шагом вперед стал самолет 
Блерио VII,  моноплан с тянущим винтом, за которым последовал самолет  Блерио VIII  с полотняной
обшивкой, позже переделанный в модели Блерио VIIIbis и Блерио VIIIter c элеронами типа закрылков
и концевыми элеронами соответственно. В значительной степени измененный самолет Блерио IX, имев-
ший крылья меньшего размаха с  бумажной обшивкой, фюзеляж с полотняной обшивкой и двигатель мощ-
ностью 48 кВт (65 л.с.), ни разу не поднялся в воздух.  Вслед за этим был начат, но не завершен 
биплан с толкающими винтами   Блерио X.
   Затем  появился самолет  Блерио XI,  обеспечивший своему конструктору важное место в истории 
авиации.  Его  фюзеляж  был сделан из ясеня и имел поддерживающие стойки и проволочные растяжки;
крыло деревянной конструкции имело фланцевое крепление и могло поворачиваться, обеспечивая  тем 
самым поперечную управляемость.  Хвостовое оперение состояло из центрального руля направления и 
стабилизаторов с рулями высоты. Основные стойки шасси состояли из двух  больших велосипедных ко-
лес, прикрепленных к двум стальным трубам, скрепленным деревянными балками.  Третьей опорой шас-
си было  колесо меньшего размера , расположенное  посередине  самолета на ферменной конструкции,
закрепленной растяжками и расположенной внизу задней части фюзеляжа. 
Первый Блерио XI был построен в  Нюилли (предместье Парижа) в конце 1908г.  Свой первый полет он
совершил 23 января 1909г.в местечке Исси-ле-Мулиекс.  Самолет был оснащен двигателем R.E.P. мощ-
ностью 21 кВт (28 л. с.). Затем последовали доработки. Было убрано неэффективное вспомогательное
вертикальное  оперение,  вместо двигателя  R.E.P. установлен двигатель Анзани (Anzani) мощностью
18,7 кВт (25 л. с.),  вращавший винт  Шовьера (Chauviere), после чего 27 мая 1909г. полеты  были
возобновлены. 26 июня Блерио на своем самолете Блерио XI (mod) установил новый рекорд  Европы по
продолжительности полета (36 минут 55 секунд), а 13 июля выиграл приз  в воздушных гонках  через
страну. Эти успехи привели его к решению принять участие в первом перелете  через Ла-Манш с при-
зом в 1000 фунтов стерлингов. В 4.41 утра 25 июля 1909г. Блерио взлетел с поля,   расположенного
около Кале, и, летя на высоте в среднем 100 м, приземлился в 5.17 на скалах около Дуврского зам-
ка. После этого он сразу стал знаменитым по обе стороны Ла-Манша. Вскоре на него обрушился поток
заказов на самолеты Блерио XI. Он начал производство этих машин в большом количестве.
   С 1909 по 1912 гг. почти в  каждом европейском  авиационном состязании  среди победителей был
Блерио XI. На этих самолетах летало большинство ведущих европейских авиаторов. Среди них был Аль-
фонсо Пежо,  известный тем,  что многократно  делал  петлю на аэродроме Хендон в течение 1913 и 
1914гг. К концу 1913г.  Блерио продал 800 самолетов (из 1294 построенных  во Франции машин всех 
типов). 
   Когда в июле 1914г. во Франции началась военная мобилизация, ВВС приняли на вооружение 25 са-
молетов Блерио XI.  Две эскадрильи были укомплектованы одноместными вариантами, а четыре  других
использовали двухместные самолеты  Блерио XI-2,  имевшие двигатели Гном (Gnome) мощностью 52 кВт
(70 л.с.) и крылья с увеличенной площадью. Самолеты Блерио могли вооружаться гранатами или дроти-
ками. До этого первое боевое использование Блерио XI было  осуществлено итальянскими подразделе-
ниями против турок на Киренаике и в Ливии в 1911 и 1912гг.   Перед началом Первой мировой войны 
Королевские  ВВС  и ВМС Британии получили большое количество самолетов  Блерио,  а к ее началу 5
эскадрилий имели Блерио XI. Кроме импорта этих самолетов из Франции, Англия и Италия сами произ-
вели по лицензии 104 одноместных и 70 двухместных машин. Самолет Блерио XI BG, или  Блерио-Гвин,
двухместный вариант с крылом, расположенным над фюзеляжем, был специально разработан для обеспе-
чения лучшей видимости при разведке или корректировке артиллерийского огня.

   Другими военными вариантами модели Блерио XI были:
- трехместный самолет  Блерио XI-3 с двигателем мощностью 89 кВт (120 л. с.);
- одноместный тренировочный Блерио XI E1; двухместный самолет с расположенными рядом креслами 
- Блерио XI-2 bis, хвостовое оперение которого напоминало  по конструкции хвостовое  оперение 
  немецких самолетов  Таубе (Taube),
- Блерио XI  R1  Пингвин (Bleriot XI R1 Pingouin) - наземный тренировочный самолет с обрезанными
 крыльями.



Назад


Hosted by uCoz