Самоходная установка СУ-76M
СССР


Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне

Тонкая броня, не самое мощное вооружение, открытое сверху боевое отделение. Такова на первый взгляд
эта самоходная артиллерийская установка. Но первое впечатление обманчиво: громадный вклад самоходок
СУ-76М в разгром врага,  вторых по массовости выпуска бронированных  машин после легендарного Т-34,
трудно переоценить.  Почти  через 25 лет после  Победы  Маршал Советского Союза  К. К. Рокоссовский
вспоминал: «...Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки  СУ-76.  Эти легкие
подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пе-
хотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустни-
ков...» 

В 1941 году на вооружении Красной Армии самоходной артиллерии еще не было.  Появившиеся в 30-е годы
образцы САУ были лишь опытными (поступившие на вооружение в конце 30-х годов САУ СУ-5 на базе  лег-
кого танка T-26 были выпущены крайне ограниченной серией и применялись лишь эпизодически в 1939 го-
ду во время похода в Польшу) Их роль в будущей войне, к сожалению, недооценивалась.  Поэтому к про-
изводству самоходок приступать пришлось уже в ходе боев. 

Первые, порой импровизированные попытки создания самоходных орудий самых необходимых средних калиб-
ров (57— 76 мм) для огневого  сопровождения пехоты и  борьбы  с танками  противника были не  совсем
удачными. В конце июля 1941 года на войсковые испытания поступила самоходная  57-мм противотанковая
пушка ЗИС-30, наскоро, «по месту» смонтированная на шасси легкого  гусеничного тягача «Комсомолец».
Из-за высокого расположения линии огня при короткой  базе  машины самоходка оказалась неустойчивой,
стрельба из нее —неточной, а подвижность из-за возросшей массы (4,5 т) стала низкой, хотя несколько
десятков таких орудий (из выпущенной сотни) и участвовали в обороне Москвы. Не вышло хорошей  САУ и
из 76-мм полковой пушки и шасси устаревшего легкого танка Т-26. 

Попытку разработать полностью бронированную 76-мм самоходную установку предпринял по своей  инициа-
тиве осенью 1941 года и  Горьковский  автозавод, где тогда осваивалось производство  легкого  танка
Т-60 и велось проектирование более совершенного Т-70. Используя их ходовую часть и основные элемен-
ты трансмиссии,  конструкторы  создали  артсамоход  СУ-71  с двумя параллельно установленными авто-
мобильными шестицилиндровыми двигателями ГАЗ-202, работающими на общий поперечный вал. Одновременно
строилась унифицированная с СУ-71 зенитная установка СУ-72 с 37-мм автоматической пушкой в  башне с
круговым обстрелом. Однако и эти машины не были запущены в серию.

Весной  1942 года,  когда произошел  крутой перелом  в увеличении  производства танков, очень остро
встала задача создания и массового  выпуска  самоходной артиллерии.  Было очевидно что  только  она
могла при наступлении в изменившемся характере современного  боя  непрерывно  сопровождать  пехоту,
конницу и танки, маневрировать  на местности и  быстро сближаться с  противником, будучи неуязвимой
от его пулеметного огня. Самоходные установки могли эффективно и без  долгой подготовки  уничтожать
огневые точки противника и его танки прямой наводкой, а также с закрытых позиций. Обычная артиллерия
даже на механической тяге, а чаще всего передвигаемая конной упряжкой или силами расчета,  с  этими
задачами справляться не могла. 

Предусматривалось создание  нескольких  категорий САУ  (в зависимости от мощности вооружения) соот-
ветственно на базе легких (Т-60, Т-70), средних (Т-34), а затем и тяжелых (КВ-1с) танков,  а  также
зенитной самоходной установки, К июлю 1942 года наряду с другими установками  был построен  образец
76-мм самоходной пушки СУ-76 на базе легкого танка Т-60, но с более дешевым в производстве  автомо-
бильным мотором М-1. Но машина оказалась неустойчивой при стрельбе из-за короткой базы, да и броне-
вая защита была слишком слабой. Действительно, создать полноценную, хорошо защищенную  и  подвижную
самоходную дивизионную пушку ограниченной массы (до 10 т), которую  может  выдержать шасси  легкого
танка, было нелегкой задачей. 

Сознавая чрезвычайную важность ее решения, Государственный Комитет Обороны (ГКО) поручил  создать к
1 декабря 1942 года новую 76-мм самоходную установку. За основу  САУ была взята ходовая часть ново-
го танка Т-70, уже освоенного промышленностью.  Боевое отделение располагалось  по-прежнему  сзади,
так что ствол пушки ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка состояла из двух  парал-
лельно работающих автомобильных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л. с.,  ра-
нее применявшихся (в одиночку) на легком танке Т-60. 
Такая установка привлекала разработчиков возможностью движения на одном двигателе при отказе друго-
го, унификацией их с освоенными агрегатами, легкостью замены.  К сожалению,  при проектировании  не
был учтен неудачный опыт эксплуатации силового блока из двух  параллельных моторов,  работающих  на
общий выходной вал. Почему-то проигнорировали последовательное (в линию) соединение в одну силовую 
установку двух двигателей, успешно примененное на Т-70 Н. А. Астровым, хотя такой агрегат,  имеющий
общий главный фрикцион и коробку передач от автомобиля ЗИС-5, хорошо вписывался в корпус легкой гу-
сеничной машины (вдоль борта) и  работал  вполне надежно — поломок и отказов одного  из двигателей 
практически не наблюдалось. 
Тем не менее спроектированная самоходная установка под заводской маркой СУ-12 была построена осенью
1942 года, и 9 декабря правительственная комиссия приступила к испытанию машины. Ввиду краткости их
проведения существенных поломок отмечено не было, и самоходка, получившая армейское название СУ-76,
была принята на вооружение. С января 1943 года завод начал их серийное производство. В конце месяца
два первых самоходно-артиллерийских полка СУ-76 отправили на Волховский фронт. Именно здесь проявил
себя врожденный дефект такого рода «спарки» двигателей — возникли резонансные крутильные колебания,
приводившие к поломкам трансмиссии. 

В марте 1943 года  производство  СУ-76  приостановили  (всего выпустили около 170 машин).  Учитывая
предстоящие летние наступательные операции, ГКО установил жесткие сроки устранения всех недостатков.
Машина была оперативно переработана под установку силового агрегата  от легкого танка  Т-70.  Кроме
того, с боевого отделения сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе расчета,  упростили  транс-
миссию и управление ею. Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. Уже в мае 1943 года новый  артсамоход
был подготовлен к испытаниям. Они начались 17 мая и вскоре успешно завершились.  Все встало на свои
места: многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков,
в которой так нуждались войска, получилась весьма удачной. С конца месяца завод, используя (с дора-
ботками) задел старых бронекорпусов, начал серийное  производство модернизированных СУ-76М.  В июле
они уже сражались в битве на Курской дуге. 

При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя  как
в обороне — при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные  противотанковые  резервы,
так и в наступлении — при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в  борьбе
с контратакующими танками. 

На бронированную машину  устанавливалась  универсальная  дивизионная пушка ЗИС-3.  Ее подкалиберный
снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то. есть любое место корпуса немецких  сред-
них танков и борта «пантеры» и «тигра». Установка несла боекомплект из 60 осколочно-фугасных и бро-
небойных снарядов, а также переносный пулемет ДТ для самообороны.  Броневая защита  (лоб —26—35 мм,
борт и корма — 10—16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от  стрелкового огня,  тяжелых осколков и
малокалиберной артиллерии. Все СУ-76М оборудовались радиостанциями. 
На шоссе скорость машины достигала 41—45 км/ч, по грунту — до 25 км/ч.  Запас хода — соответственно
320 и 190 км.  Самоходка преодолевала  окоп шириной до 2 м,  подъем до 30°, брод глубиной до 0,9 м.
Благодаря своим небольшим размерам и низкому среднему удельному  давлению на грунт  (0,545 кгс/см2)
установка могла успешно передвигаться в лесисто-болотистой местности,  сопровождая пехоту там,  где
не могли пройти средние танки и другие самоходные орудия.  Развитая система охлаждения и,  с другой
стороны, наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя давали возможность  СУ-76М  ус-
пешно воевать в любое время года на всем протяжении  советско-германского  фронта — от  Карелии  до
Крыма. Автомобильные шести цилиндровые двигатели, освоенные незадолго до войны, работали в напряжен-
ном танковом режиме длительно и безотказно. Необычная спаренная установка их—в «затылок» друг другу
— нигде больше в мире не применялась. Небольшая металлоемкость СУ-76М, использование в ее конструк-
ции хорошо освоенных автомобильными  агрегатов  предопределяли ее массовый  выпуск промышленностью,
А это, в свою очередь, позволяло быстро усилить и уплотнить артиллерией боевые порядки пехоты,  ус-
певшей уже полюбить свои самоходки. 
 
Потребность в таких артустановках — легких, подвижных—была очень велика.  Летом  1943 года головным
предприятием по изготовлению СУ-76М был определен Горьковский автозавод с его огромными производст-
венными возможностями и наличием опытных инженерно-технических кадров. Под руководством заместителя
главного конструктора по танкостроению Н. А. Астрова машина была существенно  доработана и  приспо-
соблена к технологии массового производства. Была усилена кормовая броня,  усовершенствована  уста-
новка вооружения, переделана маска пушки. С октября 1943 года под заводской маркой ГАЗ-15-126 нача-
лось ее непрерывно возраставшее производство. С конца 1943 года выпуск СУ-76М освоил еще один, под-
московный, завод, где было  организовано свое ОКБ.  Бронекорпуса  ему поставляли специализированные
предприятия. 
Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе  место в системе  вооружения Красной Армии.  Если в  течение
1943 года было выпущено 1928 установок, то в следующем году — в 3,7 раза больше.  Экипажи  получали
их вместе с боеприпасами непосредственно на заводе и после формирования в окрестностях города  мар-
шевых подразделений шли прямо на фронт. 

Автозаводцы,  приняв  на свои  плечи созданную на  стороне  самоходную  установку, под руководством
Н.А. Астрова сразу принялись ее совершенствовать, в первую  очередь по линии  усиления вооружения и
брони. Еще летом 1943 года они построили  СУ-74А и СУ-74Д  с танковой душкой Ф-34 (такой же, как на
танке Т-34)  и с  одиночными двигателями — соответственно ЗИС-16Ф (100 л. с.) и импортным дизельным
агрегатом (112 л. с.).  К концу  года был создан истребитель танков СУ-74 Б с мощной 57-мм противо-
танковой пушкой и форсированным до 122 л. с. двигателем ЗИС. В 1944 году поиски продолжались.
Зимой  был построен  артсамоход  ГАЗ-75 с мощной 85- мм пушкой Д-5-С85А и с лобовой броней толщиной
90 мм. Интересно отметить, что при том же вооружении, что и средний артсамоход СУ-85 на шасси танка
Т-34, ГАЗ-75 имел в два  раза меньшую массу и более мощную лобовую броню, 
В это время тысячи установок СУ-76М, расчищая путь пехоте и прикрывая ее фланги, вступили на терри-
торию Германии. Особенно хорошо они показали себя в уличных боях,  где трудно  было маневрировать и
действовать другим артустановкам. Войну СУ-76М, как и более грозные их собратья,  закончили со сла-
вой. И на их броню бросали цветы. Следует отметить, что производство СУ-76М, законченное в 1945 го-
ду, составляло почтя 60% от выпуска всей самоходной артиллерии к годы Великой Отечественной войны. 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СУ-76М  
Боевая масса  10 500 кг  
Вооружение  76-мм дивизионная пушка  
Боекомплект  60 снарядов  
Броня  лоб корпуса 20-35 мм,
борт 15 мм  
Мощность двигателя  140 л. с  
Максимальная скорость  45 км/ч  
Запас хода по шоссе  270 км  
Экипаж  4 человека  


Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Посмотреть в новом окне
Су-76M
в Санкт-Петербургском музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
(В деталях)

Назад
Hosted by uCoz